Записки семейного психолога любовь которая не прекращается всю жизнь

Со мной трудно?
By Dennis Fallowell
The Observer Review, 15 января 1995г.



Эта статья была переведена посетительницей сайта Ольгой. Спасибо ей огромное! :))


Алан Рикман стал известным, оставаясь при этом недостаточно знаменитым. Актер, который украл «Твердый орешек» у Брюса Уиллиса, «Робин Гуда» у Кевина Костнера и, скорее всего, готовящееся к выходу «Ужасно большое приключение» у с Хью Гранта, который был лидером актерской группы в фильмах «Верно, безумно, глубоко» и «Закрой мои глаза», мог быть мировой звездой. Почему сейчас, когда ему почти пятьдесят лет, это не так – только одна из его загадок.

Возможно это потому, что он всегда делает разные вещи – а масс-медиа предпочитает людей, которые занимаются одним делом в одном и том же направлении. Может быть это потому, что он в высшей степени закрытый человек. «Журнализм» - наиболее грязное слово в его словаре и он согласился дать это интервью только потому, что готовятся к выходу два фильма с его участием, а особенно потому, что он опять пытается делать что-то новое, выступив в качестве директора фильма, за запуск которого он в какой-то мере несет ответственность. Это «Зимний гость, его мировая премьера состоялась в West Yorksire Playhouse перед тем как его начали показывать в Almedia в Лондоне.

Мистер Рикман стоит в винном баре Almedia после репетиции, одетый в темно-синюю куртку, красные брюки из шотландки и черные ботинки. Он разбирает некоторые моменты сценария с парой очень молодых актеров. Очень шумно. Мы переходим в тишину пустого Almedia Theatre.

Для начала немного биографии, чтобы начать разговор. Из какой он семьи? Долгое молчание. Очень долгое. Потом очень четко: « Я никогда не говорю о моей личной жизни».

Я не имел в виду его жизнь в настоящее время (он живет в Notting Hill c Риммой Хортон, лектором по экономике; детей у них нет). Только его корни. Потому что я пытался ……. голос,

довольно небрежный, ленивый, спокойный голос вне сцены, но это не находит отклика у актера.

«Я думаю, это неправильно по отношению к любой семье, которая потом увидит информацию о себе в газетах. Они живут своей жизнью, зачем их в это втягивать?»

«Я не хочу никого ни во что втягивать. Тем не менее, где вы родились?»

Он слегка успокаивается. «Вся моя жизнь проходила в западном Лондоне – детство, школа, колледж».

После колледжа искусства в Челси он три года работал как графический дизайнер, после чего, в возрасте 27 лет, поступил в Королевскую академию драматического искусства. Почему такое внезапное переключение на драму.

«Я никогда не воспринимал это как резкое переключение. Это проклятие нашего времени – то, что ты должен выбрать жизненный путь в 16 лет и до конца придерживаться его».

«У вас есть теория актерской игры?»

«Да, есть – но я не буду говорить об этом, потому что на бумаге это выглядит глупо». Я жду. «Это не значит, что я что-то скрываю. Но вы тормозите ваши инстинкты, пытаясь это объяснить. Я только заглянул в Станиславского и очень быстро захлопнул книгу».

Он обычно предпочитал работать в серьезном, а не коммерческом театре; переломом для него стала роль Вальмонта, которую он играл в спектакле «Опасные связи» в Лондоне и Нью-Йорке.

«Последняя Ваша роль на сцене – Гамлет. Как вы обновили Гамлета?».

У него медленно опускается челюсть и, после небольшой паузы, также медленно поднимается. «Ну….а когда он устарел?»

«Понимаю. Да. Великая пьеса всегда современна. М-м-м…какие качества у актера вызывают у вас восхищение?»

«Для этого нет слова… но актер должен быть чем-то вроде хорошо настроенного инструмента. Инструмента, которому случается бывать и на сцене и на станции метро, я имею в виду, что он не в футляре, как скрипка. Актер должен немного ограждать себя от окружающего. Но в то же время он должен быть очень открытым. Быть одновременно хорошо настроенным и открытым - баланс, которого трудно достичь, по сути, это невозможно. Я боюсь выражать это словами, потому что это звучит…идиотски. (По крайней мере, я поняла это так. По моему, неплохо (скромно улыбаюсь)).

«Посещаете ли вы спортивный клуб? Вы - настроенный инструмент?»

«Меньше, чем хотелось бы. Да, посещаю….и из чувства долга донимаю сам себя, скучая на тренажерах. Мои проблемы с «Гамлетом» в том, как, черт возьми, физически можно это сделать, как «дышать» этим. А не только в том, что пьеса очень длинная, но оказывается, что этот ублюдок Шекспир поместил три огромных монолога один почти сразу за другим".

Он никогда раньше не был директором картины, но возможно переход к этому от актерской игры такой же гладкий, каким был переход от искусства к игре.

«Нет!» - восклицает он, изменив своей сдержанности. Я думаю, он начинает оттаивать. «Это давалось мне с трудом начиная с самого первого дня! И главная сложность в том, что как актер, ты слишком много помнишь об ужасных репетициях».

«Как вы это делали? Руководство для непрофессионала. Как ставить фильм?»

«Фильм делают роли. Этот фильм о парах, которые появляются и исчезают в фокусе….

«Вы собираетесь в дальнейшем работать в качестве директора картины? Или предпочитаете быть актером?»

«Я думаю, что нет необходимости принимать подобное решение. Это что-то имеющее отношение к (кривит губы) журнализму, а не ко мне».

Но я защищаю мой вопрос: «Нет. Это имеет отношение к мысли о том, что для того, чтобы делать что-то хорошо, вы должны полностью окунуться в это. Жизнь коротка, нет времени на то, что бы сделать все, необходимо сфокусироваться на чем-то. Я писатель. (а я – офицер, гордо подумала прапорщик запаса О.Фирсова). У меня нет времени на то, чтобы стать, например, хорошим симфонистом».

«Это очень разные вещи», - отвечает он. «Это творчество. Как писатель вы участвуете в более загадочном процессе. Актер и режиссер – интерпретаторы. Я скажу одно – моя работа становится все более трудной. Чем больше ты понимаешь, на что ты способен, тем меньше ты можешь сделать физически. Это уравнение инверсии, если это правильная фраза. Я просто поставил рядом эти два слова. Это звучит правильно. (Понятно, почему журналист так хорошо изучил фасон Рикмановских ботов. Пытался въехать. Правильно звучащие слова – inverse equation, каждый может перевести, как хочет).

Между тем, в его кино карьере продолжается чехарда в его оригинальном стиле.

Фильм «Месмер» ( о предшественнике гипнотизма, живущем в 18 веке, снимался в основном в Венгрии по сценарию Денниса Поттера) – это первая главная роль Рикмана. Но выпуск фильма был запрещен. Фильм не понравился дистрибуторам, которые отказались принимать материал на том основании, что это не тот фильм, за который они платили. Это беспрецедентный поступок и кинорежиссеры протестовали против такого решения.

Это должно быть очень неприятно для Рикмана, но он реагирует в типичной для себя манере: «Сегодня я получил письмо от режиссера из Германии, который считает, что я работал в превосходном независимом фильме, с чем, в конечном счете, не смогут не согласиться. Он закончил письмо так: «Если бы жизнь могла быть немного более мягкой, а искусство – немного более жестким.». Это кажется мне важным.

Была определенная ирония в том, что на поминальной службе по Деннису Поттеру, и в зале суда на следующий день звучали одни и те же слова в поддержку его работы».

«Я хочу обсудить вашу привлекательность. Одна из вещей, привлекающих к Вам внимание – это, извините, - Ваш имидж неудачника и диссидента.»

«Диссидент, - отвечает он, - слово, которое подходит для меня больше, чем неудачник. Диссидент активен, а неудачник пассивен».

«Позвольте мне подойти к этому по-другому – Вы можете быть большой звездой, вы профессионал, камера Вас любит, что бы там ни было».

Рикман - в высшей степени преданный делу актер – даже если принять во внимание сильную степень самоиронии и появляющееся разочарование, которое очень актуально: полоса неудач опасна для его популярности – мужчин восхищает сардоническая скрытая властность, а женщины реагируют на его сексуальную привлекательность. Я спросил одну из его поклонниц, что ее в нем привлекает и она сказала: «У него необыкновенно сексуальный голос

Он так хорошо чувствует наше время – людей, которые выросли в шестидесятых и семидесятых – но самое привлекательное в нем то, что он может показать себя, часто именно тогда, когда вы меньше всего этого ожидаете».

«Итак, - говорю я, - интересно, почему, при всех этих качествах, что-то не срабатывает в механизме. Может, какая-то часть Вас сопротивляется возвышению в ранг супер-звезды?» Он оглядывается вокруг в мрачном замешательстве и я подталкиваю его. «Может быть это разногласия с системой мешают. Может Вы вскоре стали бы звездой…»

«Это не происходит по плану, - наконец говорит он, - Это не просчитывается. Каждый выбор влечет за собой определенные последствия. Например, я перешел от съемок «Месмера», которые были трудными, к работе в фильме Майкла Невеля «Ужасно большое приключение», который был легкой задачей».

«И который, в отличие от «Месмера», выйдет в прокат без проблем».

«Я надеюсь, так и будет. Но, это были два разных опыта. Если вы имеете дело с такой личностью, как Месмер, и с таким режиссером, как Поттер, вы знаете, что вступаете в ежедневную борьбу, чтобы понять, сможете ли вы выразить на экране то, что написано на странице. А когда я прочитал свою роль в «Приключении», я сразу знал, как это сыграть. К тому же Ньюэлл очень эффективен в работе и мы все сняли в Дублине и только что закончили. А «Месмера» мы снимали в нескольких странах и с таким ограниченным бюджетом…Но «Месмер» показывали на фестивалях в Монреале и Вене и он был приглашен на кинофестиваль в Нью-Йорк, но его не разрешили демонстрировать. К несчастью, качество этой кинопродукции доказывается не самим фильмом, а размером сборов».

«Но у вас – извините, что я это говорю – репутация трудного человека. Это справедливо?»

«Зависит от того, кто это говорит», - отвечает он.

«Когда я разговаривал с Майклом Ньюэллом, он сказал, что перед съемками «Приключения» он думал, о Боже, я собираюсь работать с Аланом Рикманом, я должен быть в лучшей форме. Он такой привередливый, как я смогу в любой ситуации быть достойным того, что он меня выбрал?»

То есть он не выбирает, что он собирается делать?» - парирует Рикман, широко раскрыв глаза – они цвета некрепкого чая без молока. ( Все таки женщина? Или мужчины бывают разные..) «Я не следую такому ходу мыслей. «О, Боже, я должен все сделать наилучшим образом, потому что это Майк Ньюэлл, который снял мировой хит «Четыре свадьбы и одни похороны?». Кроме кино бизнеса, считающего все по размеру сборов, мы еще и тонем в море абсурда. Есть множество людей, более трудных, чем я».

«Кто?»

«Джульетта Стевенсон, например. Я могу сказать, что «трудный» означает мыслящего человека, который задает относящиеся к делу вопросы и пытается найти себе применение в наиболее полном объеме. Кто говорит, что я трудный? Сколько себя помню, я не кричал и не вопил о размерах моих…»

«Доходов?»

«Я собирался сказать гримерной. Но я предъявлял претензии только к тому, что касалось моего подхода к работе – я не думаю, что за это меня можно назвать трудным».

«Голливуд интересует Вас?»

«Да. Я не глупец. Я знаю, что мы не можем сидеть здесь, делая все, что хотим без Голливуда.».

«О, мы должны бы».

«Нет, мы не можем. Есть Голливуд, который ставит тебя на карту большей масти.

«Слегка грустный факт?»

«Это не грустно. Это трагично, это страшно. Сколько еще люди должны жаловаться на то, что Британская и Европейская киноиндустрия оказывается за бортом, прежде чем все устроится должным образом. Это ужасно, что все мы должны тащиться в Голливуд».

«Вы играли в пьесах Брехта, Ибсена, Чехова. А в Европе вы их играли?»

«В Германии, Голландии, Швейцарии. После Эдинбургского фестиваля мы играли «Братьев Карамазовых» в России, на английском, вчетвером, обмениваясь костюмами. В одном месте мы играли в церкви 7-го века, стоящей на холме, и в финале пели Оду к Радости, поднявшись на колокольню. Я не думаю, что русские поняли слова.

Он смеется, но перед тем, как засмеяться, он выглядит так, как будто готов вот-вот заплакать; необычное, характерное для него выражение лица. В большинстве случаев его стиль поведения - сдерживаемое раздражение, но то и дело сбивается на подшучивание.

«В чем кайф актерской работы?»

«Делать что-то, объединяя опыт коллектива с ощущением своих личных возможностей? Это может дать большое удовлетворение от игры, но дело в том, что….моменты, зачастую следующие за этим, напоминают резкий пинок в живот или удар по голове».

«Больше вопросов нет»,

«Пытка закончилась, слава Богу».

Используются технологии uCoz

All copyrights reserved © Designed by Bestiya, 2002-2003 .

Rambler's Top100

Используются технологии uCoz